Общая информация
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA . Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь
молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
- Креативное мышление.
- Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
-
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное
- взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Банк заданий
Ссылки на ресурсы, на которых размещены задания, направленные на формирование и оценку функциональной грамотности, а также образцы заданий на формирование того или иного элемента функциональной грамотности.
Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction;
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti;
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
https://sdo.edu.orb.ru/index.php.
Банк заданий по функциональной грамотности по группам:
- Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
- Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
- Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
- Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
- Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
- Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
- Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
- Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
- Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение»
- Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования г. Санкт-Петербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы: https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/1043/.
- Функциональная грамотность в современном образовании. Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA.
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Финансовая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Банк заданий для начальной школы
Документы
Приказ по МОАУ "СОШ №10" от 3 октября 2022 года № 01/09-272 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся в 2023 – 2024 учебном году»
Мероприятия
Отчет о реализации плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности в МОАУ "СОШ №10" в 2022 - 2023 уч. году.
План мероприятий МОАУ "СОШ №10" по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций на 2023 - 2024 уч. год.
Дополнительная мнформация
В рамках проекта Минпросвещения России «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся» разработаны и апробированы дидактические подходы к созданию заданий для оценки уровня функциональной грамотности обучающихся и сформирован банк открытых заданий (http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/), а также осуществлен выпуск печатных учебных пособий эталонных заданий по шести направлениям функциональной грамотности (серия «Функциональная грамотность. Учимся для жизни»).
Лаборатория функциональной грамотности: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/
Материалы по функциональной грамотности
Марафон функциональной грамотности. Разбор заданий. (23.09.2021 Академия Минпросвещения России)
Национальные и международные исследования качества
Функциональная грамотность. Готовимся к PISA 2022
Сборник-2021. Развитие и формирование функциональной грамотности учащихся: от теории к практике.
Всероссийский форум экспертов по функциональной грамотности. ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Технологические карты по формированию функциональной грамотности для 1-4 классов
Технологические карты по формированию функциональной грамотности для 5-9 классов
Методическое сопровождение программы внеурочной деятельности по развитию функциональной грамотности
Программа курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся (5-9 классы)»
Программа курса «Развитие креативного мышления обучающихся (7-9 класс)»
Читательская грамотность. Методическое пособие для педагогов
Естественнонаучная грамотность. Методическое пособие для педагогов
Математическая грамотность. Методическое пособие для педагогов
Финансовая грамотность. Методическое пособие для педагогов
Вебинары по формированию функциональной грамотности
Формирование читательской грамотности
Формирование математической грамотности
Формирование естественнонаучной грамотности
Полезные ресурсы
Функциональная грамотность школьников
Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы
Ссылка:http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib1/Функциональная%20грамотность.pdf
Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся
Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
Ссылка: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php
Центр оценки качества образования ИСРО РАО
Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.
Ссылка: http://www.centeroko.ru/
Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА
Ссылка: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf
Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности ПИЗА
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по финансовой грамотности ПИЗА
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по читательской грамотности
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php
Издательство «Просвещение»
Банк тестов
https://banktestov.ru/test/3674
Московский центр качества образования
Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main
https://iro63.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/
http://wiki.tgl.net.ru/index.php/Категория:Функциональная_грамотность
Материалы для профессионального саморазвития педагога
ЯндексУчебник КУРС: "Функциональная грамотность развиваем в школе" просмотр
ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности просмотр
Интенсив ЯУчитель 3.0 просмотр
Тест "Цифровые компетенции педагога" просмотр
Образовательная платформа "Просвещение" просмотр
Корпорация "Российский учебник": Вебинары для педагогов по
формированию функциональной грамотности просмотр
Формирование функциональной грамотности на уроках
русского языка (вебинар) просмотр